Алексей петрович боголюбов произведения. Живопись Алексея Петровича Боголюбова

Портрет А.П. Боголюбова. 1882 (И.Е. Репин)


Встреча с Карлом Брюлловым, определившая творческую судьбу; Академия художеств, каноны видовой перспективной живописи; беседы с Александром Ивановым в Риме и в Париже; годы учения у мастеров французского и немецкого пейзажа, дружба с Коро, Добиньи, музыкальные "четверги" Шумана; работа над пейзажами в Голландии и в Крыму, в Нормандии и на Волге; дружба и сотрудничество с Крамским и передвижниками, совместная борьба с Академией; парижский художественный кружок, забота о молодых русских художниках во Франции; Тургенев, Золя, Виардо, французские музыканты; создание в царской России первого общедоступного музея в память революционера А. Н. Радищева - вот страницы полной контрастов биографии Алексея Петровича Боголюбова, создателя живописной истории русского флота, своеобразного мастера русского и европейского пейзажа. Почти четверть века Боголюбов прожил в Париже, но творческая и общественная жизнь его неразрывными узами связана с судьбами русского искусства.


12-пушечный пароходофрегат Камчатка. 1848


Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии. Отцом его был полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а матерью - Фекла Александровна Радищева, дочь известного русского революционера-демократа XVIII века А.Н. Радищева.


Аллея в Виши. 1870


Отец его всю молодость провел в военных походах и умер в 1830 году от последствий тяжелого ранения, полученного во время Отечественной войны 1812 года.



Мать Боголюбова, Фекла Александровна, окончила Смольный и, как вспоминает в "Записках моряка-художника" А. П. Боголюбов, "будучи сиротою, после выпуска осталась при институте пенсионеркою, а потом классною дамою. В это время она познакомилась ближе с старою француженкою... которая имела большое влияние на ее развитие: они вместе читали Дидерота, Вольтера и т. д.". Двух сыновей своих - Николая и Алексея - она с детства воспитывала в уважении к памяти их "крамольного" деда.


Баку. Улица в полдень. 1861


В 1832 году Алексей Боголюбов был отдан в Александровский малолетний корпус, откуда через два года его перевели в Морской кадетский корпус. Уже тогда Боголюбов обнаружил большую любовь к рисованию. Молодой художник был "...отчаянной веселости и озорного нрава...". "Страсть к рисованию меня тоже губила, - вспоминал он, - ибо я ударялся в часы досуга в карикатуры, что также умножало мои беды".


Березовая роща деревни Юдино. 1868


Однажды Боголюбов чуть было не пострадал, нарисовав карикатуру на экзаменационную комиссию. Его простили, но взяли слово, что он не будет рисовать, пока не наденет эполет.


Биржа ночью. Петербург. 1878


В январе 1841 года Боголюбов, имея от роду семнадцать лет, окончил Морской корпус и был выпущен со званием мичмана и с тех пор постоянно ходил в заграничные плавания.


Вид вечерней Москвы. 1880-е


С годами любовь к искусству у юного моряка возрастала, чему в значительной степени способствовали продолжительные заграничные плавания, дававшие богатый материал впечатлительному молодому художнику.


Дорожка. Экуан. 1880


Сохранилось несколько картин и рисунков Боголюбова периода его морских плаваний в 40-х годах ("Фрегат "Усердный", "Пароход "Камчатка" и др.). Они еще далеки от профессионального мастерства, но в них уже наметилось то глубокое, пытливое начало в изучении натуры и жизни, что так характерно для всей многолетней творческой деятельности художника Боголюбова.


Дюркгейм2. 1884


Бывая за границей, Боголюбов знакомился с произведениями лучших западноевропейских художников. Так, в 1847 году, плавая в качестве лейтенанта на фрегате "Камчатка", он побывал в Лондоне, где впервые увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими облаками и бурлящей водой. "Гармония красок навсегда запала в мою душу", - пишет Боголюбов в своих "Записках моряка-художника", упоминая о Тернере.


Закат на берегу моря


В том же году на острове Мадера произошла встреча Боголюбова с Карлом Брюлловым. Об этой встрече Боголюбов рассказывает так: "Брюллов попросил, конечно из вежливости, показать работы, которые были в папке, сделал замечания про рисунки, но, увидев этюды с натуры, сказал: "Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже". Этот отзыв великого русского художника подбодрил Боголюбова, и он с еще большей энергией работает, решив посвятить себя целиком искусству.


Заутреня в Кремле


С современной европейской школой живописи Боголюбов познакомился в 1848 году, посетив музеи Амстердама, Гарлема и Роттердама.


Константинополь. 1856–1857


О живописных работах Боголюбова этого периода дает представление картина "Пароход-фрегат "Камчатка" (1848, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург). Условность композиции и освещения, наивная пестрота красок делают эту картину похожей на эскиз театральной декорации с прыгающим по волнам игрушечным корабликом. Нет ничего удивительного в том, что молодой художник, внимательный к деталям, но еще очень неопытный и далекий от мастерства, пишет подражательно и испытывает влияние марин Айвазовского, находившегося тогда в зените славы.


Крейсер. 1880-е


В конце 1848 года президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе "Камчатка" путешествие на остров Мадейру. Герцог заинтересовался рисунками молодого лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. "Заместо того, чтобы быть дюжинным офицером, - говорил он, - будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабля, чего у нас нет в России, а эта специальность лежит в вашем образовании". Впоследствии герцог получил у Николая I разрешение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему морская служба.


Лунная ночь на море. 1871


С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств.
В Академии художеств Боголюбов учится у М. Н. Воробьева и В. П. Виллевальде. Но они не оказали на Боголюбова столь сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист, И. К. Айвазовский, хотя он н не был профессором Академии художеств.


Лунная ночь на Неве близ Биржи. 1850-е


С Айвазовским Боголюбов познакомился еще до поступления в Академию художеств и стал часто бывать у него на квартире. Насколько сильное впечатление на молодого Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: "... я увидел в первый раз такой блеск красок на холсте, что даже забыл Тернера. Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили."


Мастерская художника. 1870-е


Первые самостоятельные картины Боголюбова - два вида Кронштадтской гавани, "Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 году", "Бой брига "Меркурий" с двумя турецкими кораблями", "Вид Смольного монастыря с Большой Охты" и "Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона" - относятся к 1851 году. Три последние были удостоены Малой золотой медали.


Москва. Вид Кремля. 1879


Тем не менее живопись первых картин Боголюбова суха и однообразна. Полотна наивно перегружены деталями, которые мешают ему передать общее; композиции очень "придуманны", и творческая фантазия с налетом академического романтизма то и дело заменяет художнику строгое профессиональное мастерство и верность натуре. Более всего Боголюбов остается самим собой в рисунках: альбом ранних его набросков, хранящийся в Киевском музее русского искусства, дает представление о живой непосредственности молодого художника, об его остром и юмористическом восприятии действительности.


Оливы в Ментоне. 1881


Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины прошлого столетия. Но в них уже чувствуется решительное и упорное стремление к изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состояния в природе.


Осень в селе Глебово-Стрешнево. 1891


В 1853 году за три вида Ревеля, исполненных по программе, и за "Вид С.-Петербурга от взморья" Боголюбов получил Большую золотую медаль, дававшую выпускникам Академии право на заграничную командировку.


Парусное судно на якоре


Перспективно-видовые картины, подобные "Катанию на Неве" (1854, Третьяковская галерея), были только одной стороной творчества Боголюбова, ибо еще в Академии проявилась его склонность к другому, батальному виду живописи. К столетию Морского корпуса художник создал одну из первых своих баталий - "Афонское сражение 19 июля 1807 года". Начавшаяся в 1853 году Крымская война дала ему новый материал. Боголюбов издает "Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг." и получает заказ от Николая I: исполнить семь больших картин из истории Крымской войны. Несмотря на военные действия, Боголюбова, офицера флота, выпускают в отставку и сразу же назначают художником Главного морского штаба.


Пейзаж2


В конце апреля 1854 года Боголюбов отправился за границу. Путь его лежал через Берлин в Дрезден. Он уезжал с твердым намерением учиться в Дюссельдорфе у известного немецкого пейзажиста Андрея Ахенбаха. Но в это время Ахенбах находился в Италии, и Боголюбов поехал в Брюссель и Антверпен. Здесь он подробно знакомился с живописью Рубенса и Ван-Дейка и усердно занимался натурными зарисовками кораблей, имея в - виду царский заказ. Вскоре Боголюбов переехал в Швейцарию, где пользовался советами известного пейзажиста Калама, много путешествовал.


Портрет А.А.Радищева (сын А.Н.Радищева). 1855


Этюды первых лет пенсионерства не были свободны от несколько условного колорита и говорят о том, что Академия дала Боголюбову не многое: чувствуется бедность и условность художественного языка, неумение схватить основное в пейзаже. Цвет воспринимается локально. Таков этюд "Женевское озеро близ замка Шильон" (1854), таков же "Синоп" (1856) - этюд, в котором локализация цвета особенно проявилась: оранжевое небо, синяя вода, а между ними фиолетовая полоса возвышенного берега. Пространство строится также условно. В пейзаже "Замок св. Ангела в Риме" (1859) передний план, выдержанный в коричнево-черных тонах, силуэтом выделяется на светлом втором плане, третий план тонет в голубой дымке.

Лондон. Аукцион Sotheby"s.

Живопись Алексея Боголюбова.


28 ноября, Лондон, Аукцион Sotheby"s "Important Russian Art".


И. Е. Репин. Портрет Боголюбова. 1876

28 ноября 2011 года на аукционе Sotheby"s будет выставлена на продажу картина русского художника, Алексея Петровича Боголюбова.


Лот № 10 "THE ROSTRAL COLUMN NEAR THE STOCK EXCHANGE, ST PETERSBURG". Оценка 500000 - 700000 GBP.

Жизнь и творчество моряка-художника


Биография и творчество Алексея Петровича Боголюбова (1824 - 1896)
А.П. Боголюбов, внук А.Н. Радищева, вначале был морским офицером. В чине лейтенанта он служил на фрегате "Камчатка", на котором в 1847 году отправились на остров Мадейру Карл Брюллов и Максимилиан Лейхтенбергский, президент Академии художеств. Будущий художник последовал совету президента Академии и оставил военную службу, чтобы поступить в Академию художеств.


Вид на Смольный монастырь с Большой Охты. 1851


Вид Смольного монастыря с Большой Охты. 1851


Вид Ревеля. 1852

По окончании Академии за пейзаж "Вид Ревеля" и "Вид Санкт-Петербурга от взморья" А.П. Боголюбов получает Большую Золотую медаль. В 1854 году Боголюбов отправлен за границу, в Италию, но решил остановиться в Дюссельдорфе, где поступил учеником в мастерскую А. Ахенбаха. Затем посетил Берлин, Дрезден и Антверпен.


Берег моря (Сорренто). 1850-е


Вид Неаполя. Италия. 1851


Порт Гавр. 1852


Город на реке. Амстердам. 1870-е


Долина Рейна около Рагаца. 1856

В Риме Боголюбов встречается с русскими художниками, знакомится с Александром Ивановым. Иванов одобрил его произведения, но посоветовал больше заниматься рисунком. "Молодежь ошибочно думает, - говорил Иванов, - что кисть есть все, - нет, она только тогда совершенна, когда ею художник и пишет и рисует"


Рим. 1857


Пиза. Вид на баптистерий и собор. 1863


Сорренто. Италия. 1855-1856

В 1856 году Боголюбов едет на Дунай и Черное море и создает ряд произведений ("Синоп", 1856, Гос.художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов), этюды для картин на темы русско-турецкой войны.


Синоп. Турция. 1856


Синоп


Бой 44-пушечного фрегата Флора с тремя турецкими пароходами у мыса Пицунда 9 ноября 1853 года. 1854


Бой пароходофрегата Владимир с турецко-египетским военным пароходом Перваз-Бахри 5 ноября 1853 года. 1850-е

Через год, в 1857 году Боголюбов отправляется в Париж, где поступает в школу исторического живописца Кутюра, знакомится с Энгром, сближается с Коро и художниками барбизонской школы - Добиньи, Руссо, Тройоном.


Венеция ночью. 1850-е


Венеция. 1851


Вид Венеции. Дворец дожей. 1860

В 1860 году художник вернулся в Петербург и устроил выставку своих произведений в залах Академии, присудившей ему звание профессора.
В 1861 году он вместе с братом совершает поездку по Волге от Твери до Астрахани; в следующем году поездка повторяется; в 1869 году художник еще раз едет на Волгу, пораженный ее величественной красотой.


Вид на Казань. 1861


Вид на Нижний Новгород с Волги


Вид Нижнего Новгорода. 1878


Зима в Борисоглебске


Казань. 1861


Столбичи на Волге. 1861

В 1872 году Боголюбов исполнил большую картину "Устье Невы" (ГТГ), изумившую всех новизной в передаче воздушной среды, серебристым колоритом и реализмом. Картина была приобретена П.М. Третьяковым.


Устье Невы. 1872

С 1873 года художник поселился во Франции. В 70-е годы им созданы картины "Вёль", "Прачки в Этрета", "Утро", "Мельница в Вёле" и другие.


Вёль. Прибой у дамбы. 1874


Вель. 1874


Мельница в Веле


Мельница в Веле


Прачки в Этрета. Утро. 1874


Прачки в Виши. Франция. 1870


Прачки в Нанте. 1876


Прачки во Франценсбаде. 1873


(1824-1896)

А. П. Боголюбов - "моряк-художник", как он сам себя назвал, - был замечательным пейзажистом и не менее замечательным человеком.

Всю жизнь он совершенствовал свое мастерство, целеустремленно и вдумчиво работал, не позволяя себе ни на минуту расслабиться, - и оставил очень интересное художественное наследие. Кроме того, много сил и все свое весьма значительное состояние отдал делу развития русской художественной школы. В среде русских художников пользовался глубочайшим уважением.

Родился Боголюбов в семье ветерана Отечественной войны 1812 г., по матери он - внук А. И. Радищева. В 1841 г. окончил Морской кадетский корпус и служил на флоте, побывал во многих странах. С 1849 г. посещал классы Петербургской Академии Художеств, учился у М. Н. Воробьева и Б. П. Виллевальде. Однако наибольшее влияние оказал па пего И. К. Айвазовский .

В 1853 г. Боголюбов выходит из стен АХ с большой золотой медалью и аттестатом 1-й степени на звание классного художника. Одновременно он добивается отставки от службы и назначается художником Главного морского штаба.
В 1854-60 гг. ездит по Европе, упорно и много работает с натуры, не упускает случая вновь поучиться у значительных художников. В Риме знакомится с А. А. Ивановым , который хвалит его работы, отмечает живописную одаренность и советует больше внимания обратить на рисунок.
В Дюссельдорфе Боголюбов берет уроки у А. Ахенбаха. В Париже восхищается барбизонцами и одновременно критикует их. Французские художники, в свою очередь, оценили оригинальность Боголюбова, его преданность натуре, нежелание заниматься сочинительством в пейзаже. В мастерской Боголюбова любил бывать К. Коро. Ш.-Ф. Добиньи обменивался с русским художником этюдами.

Возвратившись в 1860 г. в Россию с огромным количеством картин и этюдов (среди которых были "Ярмарка в Амстердаме", ок. 1859; "Рыбный рынок в Схевенингене", 1859, и др.), Боголюбов показал свои работы на выставке в АХ и получил от изумленного академического Совета звание профессора и особую благодарность. Некоторое время он преподавал в АХ.

В 1860-х гг. совершил три поездки по Волге. Великая русская река поразила Боголюбова ширью необъятной и красотой мест. Именно тогда из произведений Боголюбова окончательно исчезает романтический налет в духе Айвазовского и остается красота самой действительности, появляется другая нота - эпическая. Он пишет пейзажи с широким охватом пространства, передает определенное освещение, состояние дня ("Ипатьевский монастырь под Костромой", 1861; "Крестный ход в Ярославле", 1863; этюд "Астрахань. Адмиралтейство" и др.).

По заказу Главного морского штаба Боголюбов в 1850-70-х гг. выполняет серии картин, посвященных морским баталиям Крымской и русско-турецкой войн, а также историческим битвам XVIII в. ("Синопское сражение 18 ноября 1757 года", 1857-59; "Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной горке", 1866; "Бой у озера Эзель 24 мая 1719 года", 1866-72; "Взрыв турецкого монитора", 1877, и др.). Условия заказа диктовали точность в изображении всех деталей корабельной оснастки и передаче исторических подробностей. Отсюда - известная сухость этих произведений.

Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896)

А. П. Боголюбов - "моряк-художник", как он сам себя назвал, - был замечательным пейзажистом и не менее замечательным человеком.

Всю жизнь он совершенствовал свое мастерство, целеустремленно и вдумчиво работал, не позволяя себе ни на минуту расслабиться, - и оставил очень интересное художественное наследие. Кроме того, много сил и все свое весьма значительное состояние отдал делу развития русской художественной школы. В среде русских художников пользовался глубочайшим уважением.

Родился Боголюбов в семье ветерана Отечественной войны 1812 г., по матери он - внук А. И. Радищева. В 1841 г. окончил Морской кадетский корпус и служил на флоте, побывал во многих странах. С 1849 г. посещал классы Петербургской Академии Художеств, учился у М. Н. Воробьева и Б. П. Виллевальде. Однако наибольшее влияние оказал па пего И. К. Айвазовский.

В 1853 г. Боголюбов выходит из стен АХ с большой золотой медалью и аттестатом 1-й степени на звание классного художника. Одновременно он добивается отставки от службы и назначается художником Главного морского штаба. В 1854-60 гг. ездит по Европе, упорно и много работает с натуры, не упускает случая вновь поучиться у значительных художников. В Риме знакомится с А. А. Ивановым, который хвалит его работы, отмечает живописную одаренность и советует больше внимания обратить на рисунок. В Дюссельдорфе Боголюбов берет уроки у А. Ахенбаха. В Париже восхищается барбизонцами и одновременно критикует их. Французские художники, в свою очередь, оценили оригинальность Боголюбова, его преданность натуре, нежелание заниматься сочинительством в пейзаже. В мастерской Боголюбова любил бывать К. Коро. Ш.-Ф. Добиньи обменивался с русским художником этюдами.

Возвратившись в 1860 г. в Россию с огромным количеством картин и этюдов (среди которых были "Ярмарка в Амстердаме", ок. 1859; "Рыбный рынок в Схевенингене", 1859, и др.), Боголюбов показал свои работы на выставке в АХ и получил от изумленного академического Совета звание профессора и особую благодарность. Некоторое время он преподавал в АХ.

В 1860-х гг. совершил три поездки по Волге. Великая русская река поразила Боголюбова ширью необъятной и красотой мест. Именно тогда из произведений Боголюбова окончательно исчезает романтический налет в духе Айвазовского и остается красота самой действительности, появляется другая нота - эпическая. Он пишет пейзажи с широким охватом пространства, передает определенное освещение, состояние дня ("Ипатьевский монастырь под Костромой", 1861; "Крестный ход в Ярославле", 1863; этюд "Астрахань. Адмиралтейство" и др.).

По заказу Главного морского штаба Боголюбов в 1850-70-х гг. выполняет серии картин, посвященных морским баталиям Крымской и русско-турецкой войн, а также историческим битвам XVIII в. ("Синопское сражение 18 ноября 1757 года", 1857-59; "Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной горке", 1866; "Бой у озера Эзель 24 мая 1719 года", 1866-72; "Взрыв турецкого монитора", 1877, и др.). Условия заказа диктовали точность в изображении всех деталей корабельной оснастки и передаче исторических подробностей. Отсюда - известная сухость этих произведений.

С 1873 г. и до самой смерти Боголюбов по совету докторов зимние месяцы проводит во Франции, только летом приезжая на родину. Во Франции его живопись становится более свободной, открытой, пленэрной. Нет тщательной выписанности, гладкости письма прежних работ, зато в пейзажах много непосредственного, живого чувства. Этюд постепенно завоевывает права картины ("Дьепп. Утро", 1870-е; "Лес в Веле. Нормандия", 1871; "Москва-река у Звенигорода", 1880-е; "Вид Саратова с Соколовой горы", 1887-88; "Болото. Виши", 1880-е; "Ментона. Франция", 1887, и др.). В Париже. Боголюбов всячески опекает русских пенсионеров (И. Е. Репина, В. Д. Поленова, К. А. Савицкого, В. В. Верещагина, А. К. Беггрова и др.), знакомит их с французским искусством, достает выгодные заказы, устраивает выставки русских живописцев, наконец, в 1877 г. основывает Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников. В России он состоит в правлении ТПХВ, всячески поддерживает идеи И. В. Крамского и в определенный момент оказывается почти единственным в окружении главы передвижников, кто его понимает.

В 1885 г. Боголюбов создал в Саратове на основе собственного собрания первый в России провинциальный художественный музей и дал ему имя своего деда А.Н. Радищева. Позже при музее открылась рисовальная школа. Музею и школе Боголюбов завещал все состояние, "дабы возвысить образовательное дело юношества". Умер художник в Париже, но тело его привезли в Россию и похоронили в Петербурге.

Картины художника

Берег в Онфлере. Знойный день


Венеция ночью


Вид Смольного монастыря с Большой Охты


Вид на Смольный монастырь с Большой Охты

Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве

Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери (Франция).

Дорожка. Экуэн

Зима в Борисоглебске

Зима в Париже

Золотой рог в Константинополе

Ипатьевский монастырь близ Костромы


Катание на Неве

Лес в Веле. Нормандия

Летняя ночь на Неве у взморья


Лидо. Венеция


Лунная ночь на море

Общественный деятель, профессор живописи, маринист Алексей Петрович Боголюбов наиболее известен как автор ряда батальных картин, посвященных славной истории морского флота России. Не менее значима и его роль пейзажиста, создавшего множество работ с видами тех стран, в которых он побывал. А повидать ему довелось немало: среди многих городов, которые писал художник, были Петербург и Москва, Казань и Нижний Новгород, Венеция и Сорренто, Амстердам и Антверпен, Баку и Константинополь, путешествовал он и по Крыму , и по Дону и Волге.

А. П. Боголюбов родился в российском селе Померанье (Новгородская губерния) 16 (28) марта 1824 года. Он стал вторым ребенком в семье полковника, участника Отечественной войны 1812 года Петра Гавриловича Боголюбова. По матери, Фекле Александровне, урожденной Радищевой, выпускнице Смольного института, художник является внуком известного писателя, революционера-демократа А. Н. Радищева.

В шестилетнем возрасте Алексей лишился отца. Вместе со старшим братом он как сирота ветерана войны получил право на поступление в Пажеский корпус. В 1832 году мальчик был определен в морскую роту Александровского Царскосельского корпуса, а затем - в Морской кадетский корпус.

Казалось бы, будущее юного кадета было предопределено. Но с детских лет А. П. Боголюбова отличала не только тяга к морю, но и страсть к рисованию. Он рисовал везде и всюду и даже как-то пострадал из-за своего увлечения и склонности к проказам. Искусная карикатура на начальство едва не стала причиной исключения молодого человека из учебного заведения. Однако способного студента все же простили, взяв с него обещание не рисовать карикатур до того момента, пока он не получит офицерского чина.

В начале 1841 года Алексей Петрович завершает обучение в звании мичмана, еще через пять лет он становится лейтенантом. Службу на Балтийском флоте, во время которой Боголюбов сменяет несколько кораблей (в том числе бриг «Усердие», на который его назначают для выполнения зарисовок побережья Финского залива), он совмещает с занятиями живописью.

Поворотными в судьбе А. П. Боголюбова стали 1849-1850 годы. В 1849 году пароход-фрегат «Камчатка», на котором к тому времени служил молодой офицер, был выбран герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, президентом Академии художеств, для путешествия на остров Мадейру. Рисунки лейтенанта Боголюбова понравились герцогу, и он поручил ему рисовать все, что будет замечательного в пути. Герцог часто беседовал с молодым человеком, всячески поддерживая в нем тягу к искусству. Тогда же на Мадейре «моряк-художник» встретился с Карлом Брюлловым, благословившим и вдохновившим его на дальнейшее творчество. Алексей Петрович вернулся в Петербург и осенью того же года начал посещать рисовальные классы при Академии художеств.

Следующей весной «Камчатка» отправилась за герцогом Лейхтенбергским в Лиссабон. Боголюбов вновь встретился с герцогом, тот напомнил Алексею Петровичу, что ждет от него альбом вояжа и порекомендовал более основательно заняться живописью и стать морским художником, «знатоком корабля», отметив, что таких специалистов в России не хватает. Боголюбов вспоминал позже, что с этой «великой минуты» его судьба была решена, и он решил идти по новому пути.

Во время плавания А. П. Боголюбов побывал в портах Норвегии, Дании, Голландии, Англии, съездил в Лондон. Он посетил ряд музеев, в которых познакомился со множеством старых и новых произведений европейских художников. Навсегда запали ему в душу морские пейзажи Тернера с их «гармонией красок» и «кипучим блеском», а позже особенно поразили колоритные марины Андрея Ахенбаха.

По ходатайству герцога и разрешению Николая I в 1850 году А. П. Боголюбов без отрыва от морской службы приступил к обучению в Академии художеств. Его преподавателями стали пейзажист М. Воробьев и баталист В. Виллевальде. Боголюбов был прилежным учеником, но больше всего тогда на его работы повлияло творчество И. К. Айвазовского , с которым молодой художник познакомился чуть раньше. Сам Алексей Петрович вспоминал, что, увидев в первый раз «такой блеск красок на холсте», был ослеплен настолько, что «даже забыл Тернера». Некоторое время он даже подражал известному маринисту, о чем, впрочем, позже сожалел.

Уже в годы учебы картины живописца были отмечены Малой золотой медалью. А в 1853 году он представляет виды Ревеля и Санкт-Петербурга и выходит из Академии с Большой золотой медалью и аттестатом 1-й степени на звание классного художника. Кроме того, Боголюбов получает право заграничной командировки. Он оставляет флотскую службу и, как ранее Айвазовский, становится художником Главного морского штаба.

В последующие годы живописец в качестве пенсионера Академии художеств много путешествует по миру - посещает Германию, Францию, Италию, Швейцарию, работает в Дюссельдорфе, Париже, Венеции, Женеве, делает зарисовки на Дунае, в Константинополе и Синопе, пишет на пленэре, учится у известных мастеров (в т. ч. у Эжена Изабе, Андрея Ахенбаха, Коро). В 1858 году за свои картины Боголюбов получает звание академика, а чуть позже, в 1861 году, ему присваивают звание профессора живописи.

Выставка в Академии, которую художник устроил по возвращении из-за границы, показала, что в России появился большой мастер, соединивший в своем творчестве традиции русской академической школы и европейскую технику, реализм и лирическое отношение к природе.

А. П. Боголюбов не мог не откликнуться на военные события середины XIX века. Он выпустил «Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг» и по поручению Николая I выполнил серию живописных картин, посвященных истории Крымской войны. Позже художник выступил в роли историографа, по заданию Главного морского штаба создав масштабную серию из работ, отразивших победные сражения Российского морского флота в XVIII-XIX веках. Картины из истории флота времен Петра Великого, балтийские баталии, черноморские и дунайские подвиги турецкой войны составили обширную живописную галерею, одновременно целостную и разнообразную.

В 1861-1865 годы Алексей Петрович преподает как «свободный профессор без жалования» в Императорской Академии художеств. По его инициативе в 1868 году в Академии создается обновленный пейзажный класс. Еще через три года живописец становится членом Совета Императорской Академии художеств, но потом выходит из его состава, признав деятельность Академии консервативной, и позже добивается ее реорганизации и обновления ее руководства. В эти же годы А. П. Боголюбов сближается с передвижниками и принимает участие в выставках Товарищества.

В 1860-е годы художник много ездит по России. Он впечатлен ширью и мощью Волги «с её разнообразием от Твери до Астрахани», восхищен красотами и величием Крыма. В этот период появляется множество работ живописца, посвященных родной природе. Он работает также над путеводителем по Волжскому речному пути, атласами берегов Каспийского моря и Финского залива.

В то время как в изображении батальных сцен Боголюбов продолжал придерживаться строгой академической школы, его живописные пейзажи год от года становились все более пленэрными, свободными и раскрепощенными.

Значимая часть творчества А. П. Боголюбова связана с Крымским полуостровом, где в 1860-е годы мастер успел побывать дважды. В 1863 году он сопровождал в путешествии по России, Волге, Дону и Крыму, Цесаревича Великого Князя Николая Александровича, старшего сына Александра II. В следующий раз - в 1869 году - посетил полуостров, будучи приглашенным в свиту Цесаревича Великого Князя Александра Александровича (будущего императора Александра III), Цесаревны Марии Федоровны и Великого Князя Алексея Александровича.

Еще во время первого «царского» путешествия Боголюбов выполнил большое количество рисунков и этюдов, имеющих не только художественную, но и документальную ценность. В путевой альбом рисунков вошли и виды Крыма. По признанию немало повидавшего художника, крымские пейзажи были совершенно своеобразными и не шли в сравнение с прочими.

В «Записках моряка-художника» сам Боголюбов позже вспоминал, что путешествие по Крыму в 1863 году началось с Керчи , города, который показался ему «грязен, беден и тосклив», но был «интересен по своей истории и раскопкам, по Митридатову пику». Упоминал он не только о керченских раскопках, но и о музее, ограбленном англичанами. После вместе с Цесаревичем художник отправился в живописную Ливадию, царское поместье , только что отстроенное архитектором И. А. Монигетти среди «дивной природы».

Поскольку кавалерские флигеля в Ливадии еще не были готовы, вместе со свитой живописец остановился в соседнем имении Ореанда. Боголюбов был восхищен роскошным дворцом, построенным архитектором Штакеншнейдером в стиле итальянской виллы, со всех балконов и террас которой открывался вид на море. Крымский пейзаж с Ореандским дворцом, беседкой-ротондой и крестом, установленным в 1837 году на вершине отвесной скалы Урьянды (позже Крестовой) императрицей Александрой Федоровной, художник запечатлел на рисунке «Вид на Ореанду и Крестовую скалу».

Тщательно зарисовывал Боголюбов и Воронцовский дворец в Алупке , отметив, что он напоминал ему не столько барский загородный дом, сколько аббатство. Результатом экскурсий по морскому побережью, во время которых художник посетил не только Алупку, но и Массандру, и Алушту, и другие «прелестные местечки», стали разнообразные зарисовки, выполненные им для альбома путешествий. Но больше всего «по пейзажу и положению» живописцу понравился Гурзуф. Там, любуясь при лунном свете величавым Аю-Дагом , он невольно вспоминал скалистые берега острова Капри.

Ряд графических работ А. П. Боголюбов посвятил Алупке, которую он называл «капризом англомана кн. Воронцова», и Симеизу.

- Татарская деревня Симеиз. 1863
- Вид на Алупку с дворцом князя М. С. Воронцова со стороны Симеиза. 1863
- У подножия Ай-Петри в Алупке. 1863
- Южный фасад дворца генерал-губернатора Новороссийского края князя М. С. Воронцова (1782-1856) в Алупке. 1863

Одна из живописных картин мастера изображает крымское побережье и вид на море с мыса Ай-Тодор.

Ореандский дворец, возведенный среди отвесных скал и пышной растительности, не мог не попасть в альбом художника.

- Вид на Ореанду и Крестовую скалу
- Вид Ореанды

Не раз писал Боголюбов и полюбившиеся ему скалистые берега Гурзуфа. Живописное побережье напоминало художнику об острове Капри.

Расположившийся восточнее Аю-Дага Биюк-Ламбат также запечатлен на одном из южнобережных пейзажей.

Не оставило художника равнодушным и крушение царской яхты, произошедшее у Тарханкутского маяка в 1878 году на пути из Севастополя в Одессу.

По-своему замечательны и другие работы Боголюбова, посвященные Крыму.

- Высадка союзников в Крыму
- Крымское побережье

- Морской берег в Крыму. 1863
- Лесной пейзаж. Крым. 1881

По совету врачей в 1870-е годы А. П. Боголюбов, испытывавший проблемы с сердцем, переезжает во Францию. С середины февраля 1874 года он поселяется в Париже, но летние месяцы продолжает проводить в России. Его живопись становится теперь еще более свободной. В 1880-1890-е годы появляются работы художника, охарактеризовать которые можно как этюды-картины («Москва. Кремль», «Тулон» и др.).

За границей Алексей Петрович курировал пенсионеров Академии Художеств. Он оказывал им не только творческую, но и материальную поддержку. Парижская мастерская живописца на Рю де Рома была всегда открыта для соотечественников. В 1877 году в Париже Боголюбов вместе с Тургеневым основал Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников.

Одним из первых в стране А. П. Боголюбов обратил внимание общественности на необходимость развития в провинции художественных музеев, доступных для простого народа, и организацию рисовальных школ. В 1885 году он открыл первый провинциальный художественный музей в Саратове, дав ему имя своего деда А. Н. Радищева. По его же инициативе в 1897 году при музее было организовано рисовальное училище. В честь художника, всего три месяца не дожившего до этого события, оно было названо Боголюбовским. Музею и рисовальной школе живописец завещал весь свой капитал и имущество.

Жизненный путь А. П. Боголюбова завершился 26 октября (7 ноября) 1896 года в Париже. Из Франции прах художника был перевезен в Санкт-Петербург.

Значимость личности Боголюбова трудно переоценить. Творческое наследие художника, морского офицера, историографа флота, мецената, коллекционера, мыслителя и общественного деятеля составило около трех тысяч художественных произведений. Кроме того, он оставил письма и мемуарные труды, в которых отразил и свое время, и портреты своих современников. Особенно интересны «Записки моряка-художника», над которыми Боголюбов работал последние 15 лет жизни и которые, к сожалению, так и не завершил.

Заслуги А. П. Боголюбова были высоко оценены Российской империей. Живописцу согласно табелю о рангах был пожалован высший чин действительного тайного советника. Он был награжден орденами Святого Владимира, Святой Анны, Святого Станислава. Кроме того, за вклад в развитие связей между странами художник получил высшие награды Австрии, Франции, Бельгии, Дании.